Автоматизация ЖКХ: орловский опыт пригодился в Липецке

липецк автоматизация жкх

ERP-система «МКД-онлайн», IT-разработка Первой городской управляющей компании, вызывает интерес не только в Орле, но и в других городах России. В качестве современного инструмента для управления многоквартирным жилым фондом система работает в Курской, Калужской, Вологодской и Липецкой областях. Полная автоматизация ЖКХ. Мы побывали в Липецке. Как оказалось, орловский опыт применения информационных технологий в ЖКХ там внедряется с большим успехом.

Проверено временем

Городская управляющая компания (ГУК) «Октябрьская» даже по общероссийским меркам немаленькая. Обслуживает  более шести десятков многоквартирных домов в Липецке, это более 300 тысяч квадратных метров жилья, в основном 9-этажные дома 1980-90-х годов постройки. Проблемы типичные для ЖКХ: износ инженерных сетей, необходимость ремонта и замены лифтов, установки пластиковых окон в подъездах, не лучшее состояние кровель.

автоматизация жкх
Сергей Аксенов, директор ГУК «Октябрьская»

— Без малого три года назад мы внедрили систему «МКД-онлайн», — рассказывает Сергей Аксенов, директор ГУК «Октябрьская». –  Сегодня могу с уверенностью сказать: нас система вывела на новый уровень. В УК до этого не было программного комплекса, который объединил бы потоки информации из подразделений. А теперь я со своего компьютера вижу все рабочие процессы и могу их контролировать. В систему объединены паспортный стол, начисления, бухгалтерия, аварийная служба, аналитический блок, планирование.

Вот такая автоматизация ЖКХ. Выиграли от неё и жители. Они теперь получают смс-уведомления об исполнении работ,  пользуются личным кабинетом, где могут посмотреть и свои начисления, и долги, и работы, выполненные по дому. Подать заявку по многоканальному телефону, отследить ее исполнение можно теперь без проблем.

По словам Аксенова, определенный страх перед нововведениями, новой программой в начале был. Но на этапе внедрения большую помощь ГУК оказал разработчик. Сотрудники Первой городской управляющей компании приезжали из Орла и обучали персонал, помогали настраивать систему в режиме он-лайн.

— Если у нас возникают какие-то пожелания, достаточно звонка программисту, — поясняет Сергей Викторович. – В наших планах развиваться дальше. Совместно с разработчиками собираемся в ближайшее время запустить мобильное приложение «Личный кабинет». Планируем ввести модуль «Общее собрание» с возможностью электронного голосования для собственников. И, кстати, мы единственная управляющая компания в Липецке, которая смогла внедрить расщепление платежей на уровне банка благодаря «МКД-онлайн». Теперь платежи по одной услуге для нескольких поставщиков поступают напрямую им, а раньше мы должны были выступать посредником и расщеплять платежи буквально в ручном режиме.

И нам проще, и жильцам удобнее

автоматизация жкх
Диспетчер Юлия Крылова

Юлия Крылова, диспетчер подразделения «Лифтсервис», работает в ГУК «Октябрьская» уже не первый год. И помнит те времена, когда заявки принимались по телефону. Данные по каждому обращению нужно было занести в компьютер, распечатать и передать в бумажном виде на исполнение. Автоматизация ЖКХ изменила многое.

Сегодня заявки от жителей МКД Юлия видит на экране монитора. Она передает заявку в аварийную службу, ремонтная бригада отправляется на объект. Как только проблема будет устранена,  заявитель получит смс-уведомление об исполнении.

— Все заявки стали обрабатываться значительно быстрее, и жильцам так удобнее, — отмечает Юлия.

автоматизация жкх
Паспортист Елена Скорова

Паспортист Елена Скорова считает, что с внедрением информационных технологий работать стало намного проще. Чтобы освоить программу «МКД-онлайн», Елена прошла обучение у специалистов из Орла. И сейчас, если возникают технические сложности, она может позвонить консультанту и оперативно наладить работу в программе.

 

автоматизация жкх
Ратмир Магомедов, руководитель учебного центра

— Внедрение системы «МКД-онлайн» мы проводили поэтапно, — говорит представитель разработчика, руководитель учебного центра ООО «ПГУК» Ратмир Магомедов. – Сначала на серверах разместили базу данных УК и установили компоненты нашей системы. После чего приехали и провели обучение персонала в каждом подразделении – в диспетчерской службе, аварийной, у паспортистов, бухгалтеров. Наладили выпуск платежных документов. Мы помогли провести автоматизацию ЖКХ, автоматизировать все эти процессы с помощью нашей системы.

В числе преимуществ «МКД-онлайн» Ратмир Магомедов называет наличие единого информационного пространства — в частности, связь модулей диспетчерской  службы с паспортным столом. Отлажена работа всех компонентов,  отчеты формируются в автоматическом режиме своевременно, что важно для бесперебойной работы организации. И ещё несомненный плюс – внедрение требует минимума вложений. Особенно если в организации уже имеются серверы для размещения данных.

Автоматизация ЖКХ: плюс аналитика

Одним из инициаторов внедрения информационных технологий в ГУК «Октябрьская» был Кирилл Ерихов, ныне учредитель ООО «Расчетно-кассовый центр Липецк». К нему мы обратились с вопросом: чем вызван интерес к новым технологиям в ЖКХ?

автоматизация жкх
Кирилл Ерихов, один из инициаторов внедрения IT-системы в ЖКХ

— С 2013 года мы стремились организовать работу ГУК «Октябрьская» наиболее оптимальным образом, — рассказывает Кирилл Юрьевич. – Со временем стало очевидно, что инструментов для этого не хватает. Мы создали свою лифтовую службу, собственную аварийно-диспетчерскую службу, забрали к себе в управление паспортный стол, создали компанию по вывозу ТБО. И, естественно, все эти службы необходимо было информационно объединить, чтобы наладить взаимодействие между ними и населением. То есть нужна автоматизация ЖКХ. Мы смогли этого добиться благодаря внедрению программного комплекса «МКД-онлайн».

— Думаю, сегодня в Липецке мало кто из УК может похвалиться тем, что у них в колл-центре все разговоры диспетчеров записываются, — отмечает Кирилл Ерихов. – А в «Октябрьской», если заявитель чем-то недоволен, можно посмотреть в компьютере параметры заявки и даже прослушать разговор. В программе видим все начисления по ЖКУ по каждому собственнику и также оплату – когда и сколько.  И еще один момент — можно заниматься планированием и аналитикой. Что это означает? По любому дому —  «МКД-онлайн» показывает количество обращений и их тематику. Сразу видим «критические точки», с какими проблемами чаще всего обращаются — например, кровля или канализация. Исходя из этого, формируются планы по дому. Более того, можно посмотреть, сколько средств собирается с МКД и на какую сумму выполняются работы.

Без компьютера не обойтись

По примеру ГУК «Октябрьская» в этом году приступает к работе с информационной системой «МКД-онлайн» и липецкая управляющая компания «МКД  48». Чего ожидаете от новых технологий? Такой вопрос мы задали Светлане Чекрыжовой, директору компании.

автоматизация жкх
Светлана Чекрыжова, директор «МКД48»

—  Сегодня сама жизнь ведет нас к этому, — говорит Светлана Евгеньевна. — Во-первых, мы должны соответствовать требованиям жилищного законодательства. А оно у нас сложное, постоянно меняющееся. Например, введены очень жесткие требования по предоставлению информации в электронном виде в Государственную информационную систему (ГИС) ЖКХ. Туда нужно вносить большие объемы данных, постоянно их актуализировать. И без компьютера здесь не обойтись. Более того, нужно эту работу автоматизировать, иначе мне половину штата УК придется занять только внесением данных в ГИС ЖКХ.

— Во-вторых, мы хотим работать в современном информационном пространстве, — говорит Светлана Чекрыжова. — Сегодня собственники квартир в обслуживаемых домах уже не приходит к нам по старинке, чтобы подать заявку. Они используют мобильную связь, электронную почту. А нам хотелось бы еще дать им возможность войти в Личный кабинет с рабочего или домашнего компьютера, увидеть свои начисления, и какие работы выполнены по дому. И мы заинтересованы, чтобы здесь был порядок.

— В-третьих, управление многоквартирными домами – это такой же бизнес, как строительство или управление предприятием. Нам бы хотелось вести его рационально. Поэтому фактор снижения затрат, увеличения производительности труда здесь очень важен. Поэтому нужна автоматизация ЖКХ. За счет внедрения информационных технологий мы хотим лучше координировать работу своих сотрудников, видеть состояние каждого дома и, исходя из этого, планировать работы. Это, пожалуй, основные моменты, то, чего мы ожидаем от внедрения информационной системы, — считает Светлана Чекрыжова.