Почему орловские жители уходят от Фонда капитального ремонта

Мой сосед принципиально не вносит взносы в фонд капитального ремонта. Живет он в панельной девятиэтажке, где разрушено все, что можно разрушить, а капительный ремонт светит чуть не через десять лет, и то неизвестно, как его сделают.  Орловский опыт капитальных ремонтов многоквартирных домов последних двух лет убеждает всех, что лучше его и не начинать. 

Сосед уверен, что схема эта мошенническая, и потому с платежками идет не в банк, а в собственную спальню, кладет их в ящик письменного стола вместе с деньгами — на всякий случай, понимая, что он нарушает закон и его могут рано или поздно привлечь к ответственности и понудить заплатить за все сразу. Такой вот тихий, совершенно локальный протест. Но большинство орловцев не бузят и вносят деньги региональному оператору.

Законодатель, видимо, утонув в жалобах россиян, дал собственникам и нанимателям жилья еще один вариант решения проблемы. Нет, от обязанности вносить деньги на капремонт никто никого не освободил. Но к альтернативе вносить деньги на спецсчет своего дома (что возможно, к сожалению, только при наличии инициативного и решительного актива жильцов, который должен ради этого проделать воистину титаническую работу) или в общий котел, где все обезличивается и растворяется, прибавилась еще одна возможность: платить на спецсчет управляющей компании. Что это дает?

Взгляд собственника на капитальный ремонт дома

В доме № 402 по улице Комсомольской актив есть. Перейти на спецсчет здесь решили еще в прошлом году: провели общее собрание, собрали 51% подписей «за» и подали документы в региональный ФКР. Но перевести средства из фонда капитального ремонта области  на свой счет не получилось –  сказали, что сторонников выхода из «котла» должно быть не меньше 70%. Недавно собрали требуемое, собираются подавать документы, но уже не на открытие спецсчета дома, а на открытие спецсчета в управляющей компании.

— Нашему дому 48 лет, капитально он ни разу не ремонтировался.В списке «очередников» он стоит то ли на 2025 год, то ли на 2029-й – в общем, не дождемся. Между тем крыша давно уже латана-перелатана, — рассказывает председатель домового комитета собственников жилья и нанимателей Инна Казакова.

Траты из «общего котла» никак и никем не контролируются, равно как и качество работ. А вот контролировать траты со спецсчета – это и возможно, и реально, поскольку никто не имеет права снять с него ни копейки без решения общего собрания, в том числе управляющая компания.

— Мы тоже еще год назад собирались перейти на спецсчет дома, — вторит председатель домкома по ул. Комсомольской,193 Анастасия Комарова. – Но, к сожалению, не все жители согласились с этим предложением, и мы потеряли год. Зато насмотрелись, как сделали капитальный ремонт зданий на улицах Ленина и Горького. Ужас!

Сначала наш дом был запланирован на 2018 год, потом вдруг мы оказались передвинуты на 2024 год. Без объяснения причин – на мои письма-обращения ниоткуда не пришло даже формальной отписки. Но мы не доживем до 2024-го — здание просто рассыплется! При этом мы уже насобирали столько средств, что уже на многое хватит.  Мы рассчитываем, что на нашем доме капремонт будет осуществлять местный подрядчик, которого можно и проконтролировать, и проверить. Мы смотрим на дома в городе: там, где спецсчет, они стоят как конфетки, а где «общий котел» – одни проблемы.

Обоюдный интерес

Управляющая компания Заводского района встречает меня со списками домов, включенных в программы капитального ремонта на 2016 и 2017 годы. В первом – шесть домов и во втором столько же. Ни на одном работы не окончены, а в половине еще и не начинались – к примеру, в доме № 9 по Воскресенскому переулку, хотя программа 2016 года давно должна быть закрыта.

— Ни по одному дому нет акта ввода в эксплуатацию после проведения капремонта, — недоумевает директор УК Елена Дёшина, — а без этого капремонт не считается оконченным. И это не формальность. Вместе с данным актом оператор капитального ремонта обязан передать нам целый пакет документов: акты выполненных работ, гарантийные обязательства, сертификаты качества на используемые материалы, результаты испытаний и т.д. Пока же мы даже не знаем, какие гарантии есть на домах, подвергшихся капремонту, и есть ли они вообще, какие обязательства имеют подрядчики и наступили ли они. А дома эти вновь требуют ремонта.

Вот, к примеру, Гостиная, 3 – памятник культуры, с любовью созданный после изгнания оккупантов во второй мировой войне. Посмотрите на здание, и вы сразу зададитесь вопросом: какие специалисты это «лепили»? Где был архнадзор, стройнадзор, контроль областного управления по охране культурного наследия? Но прежде всего это отвратительная работа регионального ФКР. Отрицательная практика проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов в Орле последних двух лет понудила и жителей, и нас, управляющие компании, принимать решение о выходе из «общего котла».

Тем более что дома в основном у нас старые – младше 30 лет нет ни одного, и все нуждаются в капремонте.

— Интерес жителей понятен. А ваш какой?  Глядя на всеобщее воровство, невольно закрадывается вопрос: не прикарманят ли недобросовестные УК народные же деньги?

— А как вы себе это представляете? Спецсчет для капитального ремонта дома мы открываем в одном из самых надежных банков страны – в Сбербанке и по закону самостоятельно не можем снять с него ни копейки.

Банк переводит средства только после того, как к нему поступит соответствующий пакет документов, в том числе протокол общего собрания, и банк проверит эти документы. Что касается нашего интереса, он так же очевиден, как и интерес жильцов. Мы – обслуживающая дома организация и кровно заинтересованы, чтобы дома были в хорошем состоянии, это сокращает наши затраты на содержание и ремонт МКД.

Да плюс штрафы от жилинспекции, которые начинаются от 150 тысяч. Зачем нам это? Невыгодно чисто экономически, не говоря уже о репутационных потерях. Мы посмотрели на накопления. В среднем каждый наш дом имеет на счету от 600 тысяч до 1,3 млн рублей. На эти средства уже можно решить какую-либо главную проблему дома, а это, как правило, либо худая крыша, либо межпанельные швы, либо старая канализация – у каждого МКД своя беда, своя специфика. Что из этого важнее, решают жители на общем собрании. Составляется смета, ищем подрядчика, либо сами жители его находят – в этой части проще, чем в Фонде капремонта, который по закону вынужден объявлять аукцион, и победителем признается тот, кто согласен работать за меньшие деньги, даже если он базируется на Сахалине.

Для владельцев спецсчетов таких правил нет, они вольны выбирать того, в ком уверены, а не кто «дешевле». Естественно, это будут свои, проверенные, орловские подрядчики. Перейдя на спецсчет, мы сможем решить и другую проблему — неплательщиков. Общеизвестный факт: муниципалитет не платит взносы на капремонт за свои квартиры. По городу задолженность составляет порядка 70 млн рублей. Фонд капитального ремонта работу с должниками практически не ведет. А мы будем вынуждены это делать, потому что на эти деньги сможем лучше отремонтировать наши дома, расширить перечень работ, сделать их более качественными. Потому что понимаем: другого шанса не будет. И жильцы это начинают понимать – у нас уже 37 домов в процессе принятия решения о выходе из «общего котла».

Может, на фоне общего числа домов, а у нас их всего 289, это не так много, но как только люди увидят, что спецсчет – это реальная возможность отремонтировать дом, и убедятся, что капремонт от ФКР и капремонт от УК две большие разницы, думаю, процесс ускорится.

Капитальный ремонт в Орле буксует

— А вы сами живете в многоквартирном доме? У вас спецсчет? — Живу в стандартной панельной девятиэтажке «преклонного возраста».

Насмотревшись на качество орловских капремонтов последних двух лет, тоже сейчас готовим собрание по выходу из «котла». И очень сожалеем, что не воспользовались госпрограммой капремонтов прошлых лет, когда собственники могли за 5% (потом за 15%) от общей стоимости капремонта обновить свои дома.  А мои соседи все надеялись, что государство все сделает за свой счет,  теперь будут платить все 100%. Но теперь хоть есть понимание, как более правильно потратить свои деньги.

Другой вопрос, что фонд капитального ремонта не торопится информировать орловцев о новых возможностях. Более того, многие жители до сих пор уверены, что это государственная организация! Очень жаль, что программа капремонта на Орловщине буксует.