Лицензирование орловских УК значительно увеличило количество жалоб от жильцов

Прошедший не так давно процесс лицензирования управляющих компаний в Орловской области, призванный улучшить качество поставляемых услуг и  свести на нет злоупотребления в сфере ЖКХ, должного эффекта не возымел. На деле  количество жалоб на управление многоквартирными домами от жильцов только возросло. Чтобы разобраться в причине проблемы чиновники вынуждены были вмешаться лично.

В Орле  чиновники нанесли неожиданный визит управляющим компаниям. Первый рейд, призванный проконтролировать работу местных УК стал для последних настоящей неожиданностью. Комиссия, главным аудитором которой выступил   руководитель облдепартамента ТЭК и ЖКХ Александр Ремига, в результате осмотра одного из многоквартирных домов, откуда поступали регулярные жалобы, лично убедилась в их обоснованности. Сотрудники УК, не готовые к приему «гостей», спешно пытались изобразить активную деятельность по приведению в порядок вверенной им территории.

В итоге, проблемы оказались «на лицо». Хотя еще недавно на встрече властей с представителями местный УК, где обсуждались перспективы развития отрасли и то, как она изменилась после лицензирования, чиновников заверили, что постоянные жалобы жильцов — наговоры. Проблемы есть, но они незначительны.

Однако по самым средним подсчетам «наговоров» оказалась треть от всех обращений граждан. Жители жалуются не только на то, что видно невооруженным глазом — мусор во дворе, протекающую крышу или обшарпанный подъезд. Они недовольным тем, что собрания собственников жилья проводятся формально, а договоры управления уже устарели. С момента подписания жилищное законодательство существенно изменилось, но перезаключать их никто не спешит.

Тогда чиновники и предложили выехать на место. Теперь такие рейды будут устраивать как минимум раз в месяц. По заверению Ремиги, сотрудники обладминистрации будут проводить внезапные проверки по конкретным адресам, указанным в обращениях. Особое внимание уделят строениям, попавшим в программу капремонта и постепенно охватят все многоквартирные дома.

Однако невыясненным остается вопрос о мерах наказания для тех, кто халатно относится к своим обязанностям. Зампредседателя реготделения «Объединения потребителей России» Рафаил Исламгазин заметил, что пока УК наказывают рублем. Но административные штрафы, выписанные на компанию в результате оплачивают собственники, так как других средств у УК нет. В итоге жалоба оказывается не мерой воздействия на управленцев, а способом дополнительно заплатить им же.

Чиновники же отмечают, что процесс лицензирования все же сказался положительно.  Руководители УК стали более ответственны и собраны.Все возрастающее число жалоб — результат повысившейся коммунальной грамотности собственников и их неравнодушного отношения к своему дому. Кроме того, теперь есть орган, который может реально воздействовать на управленцев — жилинспекция, ставшая самостоятельным органом.

Пока же количество интересующих собственников вопросов становится все больше. Например, вопрос проведения общих собраний. Часто решение, принятое жильцами единогласно, не нравится УК и тогда, в суд идет недовольный собственник, поддерживаемый юридическими силами компании. В случае проигрыша, коммунально грамотный жилец оплачивает судебные издержки из своего кармана.

Недовольны жители и тем, что протокол собрания и решение собственников отныне должны размещаться в Интернете. «Какое поле деятельности для злоумышленников!» — говорят они. Ведь из Сети теперь можно узнать не только номер квартиры, но и ее площадь, реквизиты документа на право собственности, номер телефона…

Судебные процессы возбужденные в отношении самих УК, за нарушения, зарегистрированные  в процессе лицензирования, их не пугают.  Бывает, что они и вовсе избегают наказания. Вряд ли такая практика содействует сокращению числа жалоб.