ЖКХ по зарплате
В первые в России предложили привязать региональные тарифы ЖКХ к среднему уровню доходов населения. Светлую идею высказал Институт проблем естественных монополий, опираясь на все возрастающие темпы роста тарифов за коммунальные услуги по сравнению с не так быстро увеличивающимися зарплатами.
В Минстрое отнеслись к идее скептически, напомнив, что индексы утверждены с учетом среднего роста платы не более 4%. Эксперты отмечают, что к порядку расчета индекса есть претензии, но с предложением платить за коммуналку исходя из финансовых возможностей гражданина все же не согласны.
Эксперты Института уверяют, что действующий порядок расчета индекса платы за ЖКУ плохо влияет на платежную дисциплину потребителей. Сейчас общая задолженность за ЖКУ оценивается примерно в 1 трлн руб. (большая часть долга приходится на организации). Индексы изменения размера платы граждан за ЖКУ ежегодно утверждаются правительством и являются базовыми для регионов при формировании тарифов. Индексы на вторую половину 2017 года в большинстве регионов снижены, их значения в ряде случаев стали ниже темпов инфляции.
По мнению ИПЕМ, значения индексов кажутся приемлемыми для населения лишь на первый взгляд. Эксперты обращают внимание на то, что методика расчета не предполагает учета темпов роста доходов населения. В некоторых регионах зарплата за первую половину 2016 года в сравнении с таким же периодом 2015-го выросла в среднем значительно больше, чем платежи по ЖКУ,— например, в Москве на 11,2% против 7%, в Санкт-Петербурге на 10,5% против 6%, на Сахалине на 9,5% против 3,4% и в Смоленской области на 9,4% против 5,5%.
Впрочем, более распространена обратная ситуация, когда зарплата растет медленнее платежей по ЖКУ. Среди регионов, в которых наблюдается такое положение дел,— Камчатка (-3,9% против 6%), Ингушетия (-3,7% против 3,6%), Омская область (3,1% против 4,5%), Калмыкия (2,9% против 3,5%) и другие. «Именно в этих регионах соотношение реального роста зарплаты и ожидаемого повышения тарифов наименее выгодно для населения и в наибольшей степени грозит социальными возмущениями»,— беспокоятся в ИПЕМ. Кроме того, в некоторых регионах (Амурская и Магаданская области) на оплату ЖКУ приходится существенная доля расходов домохозяйств — более 15%, что, по мнению экспертов, критично для платежной дисциплины.
Система расчета индексов платы за коммунальные услуги должна быть пересмотрена, считают эксперты, добавляя, что при формировании индексов цен «должны приниматься во внимание соображения социальной справедливости, а не только стоимостные параметры». В ИПЕМ предлагают учитывать при расчете индекса рост зарплаты в среднем по региону.
В ФАС сообщили, что предложения экспертов в ведомство не поступали. В Минстрое, в свою очередь, напомнили, что индексы на следующий год утверждены с ограничением — рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги не может быть более 4%. Исполнительный директор ассоциации «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушин согласен, что порядок расчета индексов вызывает претензии — в частности, он во многом противоречит методикам тарифообразования. «К нам поступает много предложений по изменению этого порядка или отказу от его использования, но это политический вопрос»,— говорит он. Впрочем, предложение ИПЕМ планировать рост тарифов «исходя не из состояния инфраструктуры, а из того, сколько тот или иной житель может за нее заплатить», Алексей Макрушин называет странным: «Мы же в магазине платим за молоко ту цену, которая написана на ценнике, а не исходим из нашего финансового положения». По его мнению, правильнее устанавливать обоснованные тарифы и предоставлять субсидии малоимущим.
По материалам