Игорь Шпектор: «Сегодня очень много аварийного жилья в городах, но выводить людей в какие-то поселки и села совершенно незаконно»
Чтобы ускорить процесс расселения аварийных домов, подготовлены поправки в Жилищный кодекс, которые позволят предоставлять жилье за пределами муниципальных образований. Эксперты опасаются, что эти поправки развяжут руки местным властям, которые будут вынуждать жителей аварийных домов перебираться из центра городов в отдаленные поселки и села.
Согласно действующему законодательству, проживающим в аварийном жилье россиянам обязаны предоставить жилье в том же муниципальном образовании. Однако, по подсчётам авторов проекта, стройка в данном регионе может быть заморожена или обойтись очень дорого. Поэтому в таких условиях разумно география расселения расширить.
В документе, предоставленном депутатами Госдумы, говориться о «предоставлении с письменного согласия гражданина на расселение в другом населенном пункте субьекта РФ, в котором ранее проживал гражданин».
Однако не все депутаты одобряют введение подобных мер. Александр Агеев уверен, что в законопроекте недостаточно четко прописаны условия, гарантирующие юридическую безопасность граждан.
«По моему мнению, это вредный закон. Особенно для таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург. Здесь, в случае его принятия, чиновники будут спекулировать и ставить людям условия: «либо вы с письменного согласия перебираетесь в новое жилье на окраину, либо этого жилья не получаете совсем», — говорит Агеев.
Опять же никто не учитывает тот факт, что цена квартиры в центре заметно отличается от такой же на окраине. Но именно такая возможность наживы будет привлекать недобросовестных чиновников не только в столицах, но и в других регионах.
Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя» согласен, что существующая редакция поправок может создать почву для злоупотреблений.
По мнению Козлова, этот механизм можно использовать только для наиболее депрессивных муниципальных образований с высоким уровнем безработицы и отсутствием перспективы создания рабочих мест.
«Если это населенный пункт, который уже застыл и развитие становится неперспективным, то тогда стоит рассматривать этот порядок переселения граждан в пределах субъекта», — поясняет эксперт. Тем не менее, он заметил, что жители должны сами решать оставаться им в таких населенных пунктах или нет. Иначе, власти сами начнут создавать новые резервации из бесперспективных, по их мнению, населенных пунктов.
Стоит отметить, что в регионах эту идею уже пытаются претворить в жизнь, не дожидаясь соответствующих поправок в законодательстве. Игорь Шпектор, президент Союза городов Заполярья и Крайнего севера, рассказал, что попытки со стороны местных властей предоставлять взамен аварийного жилья дома в других населенных пунктах уже начались.
Попытки выселить жильцов аварийных домов за город, в деревни, уже возникают. Мне приходили соответствующие жалобы. Я уже был у генерального прокурора Юрия Чайки и там поставил вопрос сноса аварийного жилья. Тогда было сказано, что надо жестко наказывать глав администраций, которые позволяют себе подобное, — сообщил Игорь Шпектор,президент Союза городов Заполярья и Крайнего севера.
По словам Шпектора, сейчас все чаще звучат мнения, о том, что надо менять практику расселения аварийных домов.
«Я категорически против, это приведет к вакханалии. Сегодня очень много аварийного жилья в городах, но снос жилья в пределах муниципального образования, должен одновременно компенсироваться новыми объектами, а выводить людей в какие-то поселки и села совершенно незаконно», — полагает он.
Помимо этической стороны, возникает вопрос, как в таких случаях планировать бюджет муниципальных образований.
«Это создаст неразбериху, поскольку учет аварийного жилья ведется в пределах муниципалитета, деньги направляются именно на субъект в рамках программы. Представить, что граждане сами будут решать, где жить, включая их пожелания по переезду в другой город, сложно. Непонятно как это синхронизировать», — рассуждает Козлов.
На данный момент неизвестно точно, сколько аварийного жилья в России, поскольку первичный учет жилого фонда уже несколько лет не производится. В 2013 году был принят закон «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому учет недвижимости стал происходить в пределах кадастра, а сведения о техническом состоянии домов бюро технической инвентаризации собирать перестали. В результате Росстат не может обеспечить заинтересованные ведомства необходимой информацией и оценить насколько эффективно расходуются средства на расселение аварийного жилья.