Компании, обслуживающие лифтовое хозяйство в России проверят по поручению Минстроя
Главные государственных жилищный инспектор Андрей Чибис поручил органам государственного жилищного надзора провести тщательную проверку компаний России, которые занимаются обслуживанием лифтов. К проверочным мероприятиям также будут привлечены Ростехнадзор и муниципальные власти.
По заявлению пресс-службы министерства строительства и ЖКХ, проверочная кампания начнется в самое ближайшее время и будет длиться в течение месяца. В отчете, составленном по ее итогам и направленном в министерство, будет указано не только наличие у той или иной организации договора на осуществление деятельности по обслуживанию лифтов, но и ее соответствие существующим требованиям.
Замглавы ведомства в своем обращении также призвал жителей домов к активному участию в мероприятиях и особой осторожности. При малейших подозрениях на любую неисправность лифта, гражданам необходимо прекратить его использование и немедленно обратиться в их управляющую компанию или к диспетчеру. УК обязана вызвать ремонтную бригаду обслуживающей компании и Ростехнадзор для более тщательной проверки.
В Минстрое сообщают, что на тотальные проверки пришлось пойти в связи с трагическими событиями, произошедшими за последний месяц в Москве. 14 января в элитном жилом комплексе «Алые Паруса» в результате обрыва троса лифта погибла дочь известного телеведущего Евгения Кочергина — Ирина Володина. У неё остались двое несовершеннолетних детей. На следующий день, 15 числа, в одном из домов на Автозаводской улице оборвался трос лифта, находившегося между вторым и третьим этажом здания. В результате инцидента с травмами была госпитализирована женщина, находившаяся в кабине.
Однако, проверки обслуживающих компаний — это лишь первый шаг к снижению аварийности лифтов. Подводя итоги прошлого года, на совещании в Минстрое сообщили, что на данный момент лифтовое хозяйство сильно изношено. Большее число оборудования исчерпало срок эксплуатации, то есть работает более 25 лет и подлежит срочной замене. В старых домах, советской постройки они не менялись никогда.
Всего в России 276 тысяч лифтов. Из них, по оценке экспертов, потенциально опасными можно считать 56 тысяч. В среднем доля изношенного оборудования составляет 35 процентов, а в 19 регионах страны — более 50 процентов.
На данный момент в Москве, где и произошли трагические события, подъемников, работающих более 25 лет, осталось 3784, или 3% от общего количества, что в 9 раз ниже, чем в среднем по стране. Все лифты включены в региональную программу капремонта. «В ее рамках в прошлом году заменили 2,5 тысячи лифтов, а в 2016-2018 годах заменят еще 8 тысяч единиц, — отметил Валерий Теличенко. — К началу 2017 года все устаревшие лифты заменят».
Еще одной причиной высокой аварийности является отсутствие надзорного органа в течении нескольких лет. В 2012 году Ростехнадзор потерял контроль над «подъемниками» страны и снова принял на себя эти обязанности лишь через два года, в 2014. Все это время «ничейные» лифты обслуживались бесконтрольно, что значительно ухудшило качество оборудования.
Но теперь надзорный орган существует, а проблема остается. Кроме того, новые дома тоже находятся в «зоне риска». Усадка нового строения может привести к разрушению лифта противовесами, как это произошло в комплексе «Алые паруса». Новостройки Москвы, как выяснилось, ремонтные бригады посещают также часто, как и старые дома.
Ростехнадзор направил обращению к правительству Москвы о внеочередном освидетельствовании лифтов жилого фонда столицы.
Между тем базы аварийных случаев, связанных с лифтами так и не существует. «Российская газета» сообщает, что в год таких аварий с пострадавшими происходит не менее 20ти. Но анализ, позволяющий выделить основную проблему и предотвратить ее в других домах, не производится.