Один день из жизни лифта
Интересные данные получили специалисты одной из управляющих компаний в городе Орле. Они решили выяснить, отчего вдруг резко стало расти число обращений по поводу неисправностей лифтов. И оказалось: основная причина — так называемый человеческий фактор. Число сбоев возрастет в хорошую погоду и праздники, когда нагрузка на лифты значительно увеличивается.
Комплексная информационная система «ЖКХ-Регион», с помощью которой в ЗАО «Первая городская управляющая компания» контролируют сроки и качество выполнения работ в обслуживаемом жилом фонде, позволяет анализировать информацию по конкретным проблемам.
Одна из самых «больных» — состояние лифтового хозяйства. Не секрет, что в большинстве многоэтажек старой застройки в Орле лифты уже отслужили положенный срок эксплуатации, их надо капитально ремонтировать или менять. Но на какие деньги? Ведь городская программа модернизации лифтового хозяйства так и не заработала. Теперь вся надежда на региональную программу капремонта, в которой обещают предусмотреть подпрограмму по ремонту и замене лифтов.
Это объективные проблемы. Но есть и субъективные. С наступлением теплого сезона сотрудники ООО «ЛифтСервис» — организации, которая обслуживает лифты — отметили значительное увеличение объема работ. Поступало по 70-80 заявок в день против прежних 40-50. В аналитической службе «Первой городской» провели обобщение этих заявок.
— Мы, например, решили взять комплекс заявок за один день и проанализировать, чем живет лифтовое хозяйств, — говорит руководитель региональных проектов ЗАО «Первая городская управляющая компания» Борис Кичкин. – Выбрали будний день, который не отличался от всех прочих рабочих – 13 мая.
Как оказалось, некоторые обращения были вовсе не связаны с неполадками лифтовой механики. В одних случаях жители возмущались тем, что изуродованы кнопки этажей, в других – сетовали на то, что какие-то хулиганы разрисовали кабину. Очевидно с наступлением тепла активизировались вандалы, которые развлекаются порчей общедомового имущества.
Но были в этот день и серьезные поломки. С 14:04 до 14:30 стоял лифт во втором подъезде по Садовского,2, в кабине не было света, меняли лампочки. Практически целый день, с 11 утра до 17 вечера, стоял лифт в пятом подъезде дома по Московскому шоссе, 157, там нужно было устранить серьезную поломку. Основательного ремонта требовал и лифт в 3 подъезде дома по Металлургов, 27, где жители жаловались на сильный грохот при движении кабины.
— Поддерживать работоспособность лифтов удается за счет того, что вовремя проводим профилактические работы, — говорит исполнительный директор ООО «Лифтсервис» Василий Лукьянчиков. – В случае неисправностей маленькие узлы меняем сразу. Проблемы возникают, когда требуется замена больших узлов, таких как лебедка или канатоведущий шкиф. Это дорогостоящие детали. Но самое неприятное, если выйдет из строя редуктор, он стоит порядка 150 тысяч рублей.
В жилом фонде, который обслуживают организации группы ЗАО «Первая городская управляющая компания», около 200 домов с лифтами (это порядка 840 подъемных устройств). На сегодняшний день 13 из этих многоэтажных домов лифтовики относят к группе «критичных», там техническое оборудование находится в худшем состоянии, а заявок от жителей поступает более 15 в месяц. Лифты в этих домах нужно срочно менять.
Почти половина заявок за день — обращения, связанные со срабатыванием аварийной защиты. Лифт – механизм умный, самовосстанавливающийся. Но остановить его не так уж сложно. Аварийная защита срабатывает, если в кабину набилось более пяти человек или двери принудительно удерживаются раскрытыми, скажем, при загрузке стройматериалов. Умная автоматика, сообразив, что поломки как таковой нет, восстанавливает рабочий режим. Но не всегда, часто в ситуации должен разобраться специалист.
Двери шахты — самое «слабое место». Движутся они на роликах по направляющим. При перевозке строительного мусора, сыпучих материалов эти направляющие забиваются, и дверь начинает «хлопать», раскрываясь и закрываясь. Если вовремя не устранить причину неисправности – может сгореть двигатель лифа.
Вот и в нашем случае. В 8:20 утра из дома по ул. Максима Горького, 103 поступают две заявки: во втором подъезде не работает лифт. На 9 этаже механик обнаруживает посторонний предмет в дверях шахты и устраняет неисправность. В 9:10 – не работает лифт в подъезде дома по ул. Черкасская,36. Выясняется: загнали лифт на 5 этаж и держат. В 13:26 поступает вызов с Латышских стрелков, 1 – не работает лифт. На пятом этаже механик обнаруживает посторонний предмет в дверях шахты…
Самый запомнившийся работникам «Лифтсервиса» случай — когда прибывший на место механик обнаружил аккуратно выложенную на входе в кабину… кирпичную кладку. Такая вот шутка. Только не подумали шутники о том, что двигатель лифта мог сгореть, а его замена вылетела бы «в копеечку» всем жильцам подъезда.
Еще один человеческий фактор — обычная рассеянность. В шахту лифта роняют ключи и мобильники, смартфоны и браслеты. Хорошо, далеко не каждый уроненный на пол предмет пролезает в щель между дверью кабины и шахтой. 13 мая в 9:17 звонят с ул. 5 Августа, 19 – уронили ключи в шахту лифта. Выезжает механик, лифт останавливают, ключи достают. В 11:28 уже в доме по ул. Максима Горького, 52 в шахту лифта уронили велосипедный компьютер, благополучно достали. А вот на ул. Костомаровской, 3 произошла загадочная история. В шахту лифта якобы упал телефон. Механик остановил лифт, спустился в шахту, но телефона там не оказалось. Жилец же уверял, что такого не может быть. Судьбы мобильника так и осталась неизвестной.
— В общем, изучив все данные за день 13 мая, мы сделали вывод: с субъективными факторами было связано 82% обращений, — рассказывает Борис Кичкин. – И лишь остальные 12% — это объективные отказы лифтовой механики. Поэтому хочется обратиться с призывом к жителям: берегите лифты в своих домах! И тогда можно будет поддерживать даже требующее модернизации лифтовое хозяйство в должном рабочем состоянии.
Анна ЩЕГЛОВА