Структурный перекос и тарифы ЖКХ
Заниженные тарифы ЖКХ на содержание жилья – одна из причин кризиса
Эксперты из Центра стратегических разработок (ЦСР) проанализировали причины кризиса в сфере ЖКХ в России. Наиболее острыми проблемами отрасли называют высокий уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры и низкий уровень вовлечения собственников жилья при гипертрофированной роли государства.
В России годовой оборот денежных средств в сфере ЖКХ приближается к более чем 4 трлн рублей. При этом платежи населения составляют примерно половину — 2 трлн. рублей. Другая половина формируется за счет предоставления коммунальных ресурсов хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями. В
Учитывая, что сфера ЖКХ формирует около 3% ВВП страны, неудивительно, что государство старается уделять повышенное внимание этому сектору экономики. Так, для решения накопившихся запущены федеральные проекты «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».
Однако успешной реализации этих инициатив мешает ряд технологических, организационных и финансовых проблем. Они не позволяют в сжатые сроки организовать эффективное и качественное снабжение населения и других потребителей коммунальными услугами. В первую очередь речь идет о критическом уровне физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. Причиной такого высокого уровня износа стало хроническое недофинансирование отрасли.
Помимо недостатка бюджетных средств авторы доклада отмечают их неэффективное распределение. При среднеевропейском уровне общих расходов россиян на ЖКХ (менее 11% в потребительских расходах в среднем), доля в них платежей за коммунальные услуги гипертрофированно высока — в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. Там расходы на содержание жилья примерно равны, а иногда и значительно превышают (в Дании, Германии, Бельгии, Великобритании и др.) расходы на коммунальные услуги. Даже в «холодных» Финляндии, Швеции и Исландии расходы жителей на оплату энергетических ресурсов в 1,5 -2 раза ниже, чем на содержание и благоустройство жилья.
Так что в России наблюдается явный структурный перекос в платежах за ЖКУ. 20% уходит на текущий ремонт и содержание жилья (то, что мы платим управляющим компаниям), а 80% – на коммунальные услуги (газ, вода, тепло). Еще одна проблема связана с государственным регулированием отрасли – излишняя централизация полномочий по принятию решений вместо формирования институтов и «правил игры» на рынке. Отсутствуют условия для формирования автономного, саморегулирующегося механизма жилищно-коммунальных услуг.
Эксперты ЦСР полагают, что для решения этих и других проблем необходимо в первую очередь сформировать стратегический план развития отрасли. Основная идея плана: без существенного изменения объема финансирования совершить финансовый маневр, в результате которого расходы на недвижимость и коммунальные услуги выровняются до соотношения 50%/50%.
Авторы доклада выделяют следующие направления работы для достижения такого результата: модернизация жилищного и коммунального сектора, поддержка инициативы частных собственников, помощь домохозяйствам с низкими доходами, изменение роли государственных финансовых институтов развития жилищно-коммунального комплекса.