Регионы только мечтают…

Наладить электроснабжение целого района, да так, что жители даже не заметят перебоев со светом. Спасти человека из горящего 30-этажного дома. Избавиться за пару минут от художеств вандалов, испачкавших фасад дома… Все это под силу новым спецавтомобилям, которых с каждым днем все больше в распоряжении экстренных и коммунальных служб Москвы. После парада городской техники, который прошел впервые в День города, эти машины сразу вновь отправились обеспечивать чистоту и безопасность столицы. 

— Все очень просто: делаете в земле хирургические проколы, потом разогреваете «чулок» и варите газопровод, — рассказывают корреспонденту «РГ» о своей работе операторы «Феникса». Так называется современная система санации газопроводов, используемая в Москве. Представим на секунду, что в крупном районе мегаполиса внезапно порвалась магистраль. Длительных раскопок и шумного долбежа виброустановок не будет. На место ЧП прибывает машина, на которой установлена бобина с тем самым «чулком» — что-то вроде пожарного рукава. Именно его спецтехника спускает в поврежденную трубу. А дальше с помощью компрессора в него загоняется сжатый воздух, и «чулок», покрытый эпоксидной смолой, принимает форму трубы. Потом конструкцию нагреют парогенератором, смола застынет, и большая часть ремонта останется позади.

Скрыта от глаз посторонних и работа другой удивительной машины под названием «Посейдон». Установка на автомобильной базе оперативно чистит вентиляционные системы и городские коллекторы. Удаляет не только грязь, но и краску, которой нередко разрисовывают город вандалы. «Не зря машина названа в честь древнегреческого бога морей, — рассказала «РГ» руководитель пресс-службы департамента топливно-энергетического хозяйства Кристина Титова. — «Посейдон» вырабатывает мощную струю воды, в которую добавлены особые мелкозернистые частицы. Под таким напором любая грязь отчистится!»

Примерно так же устроены грузовики-цистерны, работающие на крупных городских автострадах. После летних дождей, особенно осенью, серьезно загрязняются отбойники и шумозащитные экраны на дорогах. Отмыть их вручную практически нереально: слишком много надо рабочих, а время у них ограничено — поток транспорта в Москве прерывается лишь ненадолго ночью. Как раз в этот период на работу выезжают цистерны ГБУ «Автомобильные дороги». Емкости на них установлены сзади, а на бампере смонтирована установка, которая позволяет решать самые разные задачи. «Фокус в том, что операторы имеют возможность менять насадки, — рассказала пресс-секретарь предприятия Екатерина Пантелеева. — Такая машина способна и отмыть шумозащитные экраны, и полить газоны».

Ближе к зиме москвичи, скорее всего, увидят еще одну необычную машину, которую недавно поставили на баланс предприятия. Прямо на «КАМАЗ» установлен котел, в котором битум не замерзнет в самый лютый мороз. Таким образом, мелкий дорожный ремонт в Москве будет возможен и в самую холодную зиму — многие регионы о таком только мечтают.

Но если очистка коллекторов и дорожные работы — довольно обыденное дело, то аварийный ремонт электроснабжения или тепловых магистралей — случаи из ряда вон. Самое удивительное, что даже если крупная авария и произойдет, то москвичи чаще всего даже не заметят ее последствий. Энергетические предприятия столицы оснащены передвижными электростанциями и даже котельными на колесах. Они обычно устанавливаются на грузовые автомобили. Например, генераторы, которые дают возможность монтажникам на время отключить дома от центрального электрического и теплового снабжения и тем временем ликвидировать последствия ЧП. Сам же ремонт высоковольтных сетей московские энергетики проводят с помощью автовышек, которые способны поднять ремонтную бригаду на несколько метров.

На еще большей высоте приходится нередко оказываться московским пожарным. На Первом параде техники, например, представили машину F 90 HLA с огромной вышкой, способной дотянуться до крыши 30-этажного дома. Визуально по габаритам пожарный гигант напоминает знаменитый ракетный комплекс «Тополь-М». Автомобиль весит 48 тонн, а спасательную лестницу способен вытянуть на высоту почти 90 метров. Еще выше работать могут только пожарные вертолеты.

И таких машин, способных обеспечить комфортную жизнь жителям 12-миллионного мегаполиса, у коммунальщиков столицы — больше 20 тысяч. Но и площадь, которую они обслуживают, — 32 млн кв. м, где еще увидишь такую?