Мой дом — мои правила: новый законопроект может ограничить отключения должников

Давно обсуждающаяся тема законопроекта  «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» получила новый виток. В очередной раз дополненный документ  создает условия для ограничения права организаций ЖКХ в отключении ресурсов злостным неплательщикам, преимущественно электроэнергии, чем вызвал недовольство представителей жилищно — коммунальной сферы. 

 Замечания относительно нового законопроекта высказывались на закрытом  комитета Госдумы по финансовому рынку. Ведь в случае принятия документа в том виде, в котором он есть сегодня, организации, входящие в сферу ЖКХ практически лишаться возможности каким — либо образом воздействовать на собственников, имеющих большие задолженности.

Комментируя грядущие возможные изменения  зампред правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Ольга Селляхова сообщила, что  по сути законопроект был нацелен на урегулирование деятельности коллекторов, однако его условия распространились на все внесудебные взыскания долгов. В том числе это касается  предприятий ЖКХ, которые могут быть ограничены в таким меры воздействия как отключения света или воды — сейчас это наиболее эффективный способ взимания долгов. И речь тут идет о действительно злостных неплательщиках, задолженности которых исчисляются тысячами и десятками тысяч рублей.

В итоге должник имеет право, согласно документу, просто свести дело к переписке с ресурсоснабжающей компанией и не встречаться с ее представителями лично. Между тем, правила, действующие сейчас, гласят, что встретиться с должников компания имеет право как минимум дважды — в день уведомления об отключении ресурса в связи с задолженностью и при контрольном визите  с целью сверки энергопринимающего устройства потребителя. В случае принятия нового законопроекта такие возможности, естественно, отсутствуют.

Учитывая эти факты, Селляхова предложила сделать исключение в законодательстве для ЖКХ, введя вышеперечисленные ограничения для тех участников, для которых взыскание долгов является основным видом деятельности, то есть — коллекторов.

Юридическая сторона также в обновившемся законопроекте не совсем ясна. Он требует введения серьезных  изменений в Жилищном кодексе.  Пока же он в своем сегодняшнем виде к работе не пригоден.  Руководитель московского офиса юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Владимир Захаров заметил, что необходимо разделить коллекторскую деятельность и деятельность предприятий ЖКХ в силу их различной правовой природы. Без дополнительных подзаконных актов применять его вряд ли возможно.  В любом случае, регулировать отношения с должниками за ресурсы таким документом невозможно — это неизбежно приведет к долгим и многочисленным судебным разбирательствам.