Привилегия по сбору и переработке мусора отдается монополистам
Завершилось общественное обсуждение постановления об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Проект был разработан Минстроем по поручению правительства РФ. В результате речь теперь идет не только о большей организованности региональных операторов, но о монополии одной компании на сопровождение ТКО «от и до».
Изначально целью проекта была максимизация объемов утилизации отходов и снижение опасности для окружающей среды и здоровья людей. В связи с эти в министерстве строительства и ЖКХ разработали схему, согласно которой региональные операторы будут отвечать за всю цепочку организации вывоза и переработки мусора (сбор, вывоз, обработку, обезвреживание). Место утилизации отходов также будет строго регламентировано. За этим планируется наблюдать посредством новейших датчиков и современных машин. Эта мера, по задумке Минстроя, позволит избежать случаев, когда сворачивая на полпути, региональный оператор оставляет отходы на нелегальных свалках.
Фактически речь идет о создании монополии на утилизацию мусора. Оператор — монополист вытеснит с рынка ЖКХ мелкие компании только своим размером. И хотя выбираться жителями он должен на конкурсной основе, как такового конкурса организовать не получится. Переизбрание будет происходить только через 10 лет.
Финансовый вопрос тоже актуален. Размер тарифа за вывоз мусора пока что неизвестен. Однако уже утверждено, что в случае, если жители по каким -либо причинам не будут оплачивать работу оператора, то тот в праве потребовать неустойку в размере двукратной ставки рефинансирования ЦБ, установленной на день предъявления требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Оператор будет вести учет количества принятого мусора, и, если отходов окажется меньше, возникнут вопросы о том, куда уходят отходы. Как правило, это приводит к системе штрафов.
В результате проект, который был призван модернизировать структуру и обеспечить более качественными услугами, вряд ли будет настолько эффективен. Отсутствие конкуренции редко порождает повышение качества обслуживания.