На среднем Урале активно развивают предприятия по переработке отходов
В 2016 году на Среднем Урале ожидается ряд перемен в сфере сортировки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Во-первых, в Екатеринбурге заработает еще один мусоросортировочный комплекс (МСК) на Северном полигоне — такой же, как на Широкореченском. Это приведет к тому, что проект дуального сбора бытовых отходов распространится на всю территорию города. А значит, как обещают представители мэрии, контейнеры для пищевых и не пищевых отходов поставят в каждом дворе. Во-вторых, должен появиться региональный оператор, который займется сбором, транспортировкой, утилизацией, переработкой, обезвреживанием и захоронением мусора. Известно, что это будет негосударственная структура, она определится по результатам конкурса.
То есть у предприятий будет три варианта обращения с отходами: заняться их переработкой, заключить договор с регоператором (бесплатно) или отдать любой другой фирме, заплатив при этом сбор в экологический фонд. Он тоже заработает с 1 января 2016 года, и платить взносы в него будут обязаны все — от рядовых жителей (появится новая строка в квитанциях за коммунальные услуги) до крупных заводов и предприятий малого и среднего бизнеса.
Ежегодно в Екатеринбурге образуется до 600 тысяч тонн отходов. 40 тысяч из них сразу идут на переработку, минуя сортировочные комплексы, полигоны и зачастую даже контейнерные площадки во дворах (через пункты приема стекла, металлолома, макулатуры). Примерно четверть оставшегося объема поступает на сортировку, и только около 10 процентов отобранного сырья, то есть 14-15 тысяч тонн, идет на переработку.
Сейчас в областном центре ТБО из Ленинского, Чкаловского, Верх-Исетского и Октябрьского районов вывозятся на Широкореченский полигон (мощность расположенного там мусоросортировочного комплекса до конца года будет увеличена до 150 тысяч тонн). То есть для организации полноценной переработки в этих районах достаточно ввести дуальный сбор: обычно для пищевых отходов устанавливаются зеленые контейнеры, для всего остального — оранжевые. Эта система в пилотном режиме действует в городе с 2012 года, на контейнерных площадках уже установлено несколько сотен оранжевых баков. А с 1 августа текущего года МСК на Широкореченском полигоне принимает ТБО только из оранжевых контейнеров. Сортировщики разделяют мусор на фракции: пластик, бумагу, стекло, алюминий. Затем отобранные и спрессованные брикеты разбирают предприниматели. Содержимое же зеленых контейнеров логичнее сразу везти на полигон для захоронения: там ничего «интересного» для переработчиков нет.
ТБО из оставшихся трех районов — Кировского, Железнодорожного и Орджоникидзевского — доставляют на Северный полигон, где пока нет МСК. Поэтому для организации переработки необходимо, чтобы мусор сортировали сами жители. В последнее время их активно подвигают к этому предприниматели. Например, пять компаний, занимающихся в столице Среднего Урала сбором пластика, самостоятельно установили контейнеры для такого вида вторсырья.
Однако не везде эксперимент идет так же успешно, как в Екатеринбурге. Например, в Красноуфимске недавно появились два контейнера — аккуратные «экодомики» для ПЭТ-бутылок и макулатуры. И если в одном дворе население идею раздельного сбора поддержало, то в другом, как рассказал начальник отдела городского хозяйства Дмитрий Рязанов, контейнеры через несколько месяцев пришлось убрать.
Так чего же все-таки стоит ожидать жителям? Ведь, по некоторым данным, к 1 января 2016 года контейнеры для раздельного сбора отходов должны быть установлены во всех дворах. Впрочем, как пояснили «РГ» в министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области, управляющие компании вовсе не обязаны это делать, да и их заинтересованность не слишком высока: тарифы на вывоз мусора на полигон и на мусоросортировочный комплекс одинаковы. Вот если бы отправка отходов на захоронение обходилась УК дороже, чем на переработку, у них появился бы стимул вкладываться в покупку цветных баков. Кстати, они недешевые: один пластиковый контейнер стоит минимум 10 тысяч рублей.
Что касается переработки, то в УрФО есть действительно уникальные проекты в этой сфере. Например, тюменцы научились делать стабилизирующую добавку из целлюлозы, то есть старых газет и журналов. Ее изготавливают путем распушения макулатуры и используют при ремонте дорожного полотна. Как пояснил представитель компании-производителя, в столице Среднего Урала такая добавка уже не раз применялась и показала себя очень хорошо. А в городе-спутнике Екатеринбурга Арамили есть фирма, которая из использованной тары, старой садовой мебели, канистр и тому подобного мусора производит пластиковые «доски». Они становятся основой для скамеек, урн, клумб, песочниц, детских дворовых городков и многого другого. Мощности предприятия позволяют переработать до 60 тонн смешанного пластика в месяц. Самое интересное, как признался начальник производства Антон Сазонов, что линия сортировки, кроме компьютера, задающего программу, самодельная. С ее помощью можно автоматически, а не в ручном режиме, отсортировать, допустим, пивные бутылки или весь пластик одного цвета.
Готовый профиль из вторсырья активно использует служба благоустройства Екатеринбурга. Так, на недавно реконструированной улице Союзной установили барьерные ограждения и столбики из вторичного пластика. Как сообщил председатель комитета по экологии Егор Свалов, в скором времени в городе появятся даже остановочные комплексы из полимерного профиля, который в недавнем прошлом был мусором.
Так или иначе раздельный сбор мусора рано или поздно будет внедрен повсеместно. Но уже сегодня управляющие компании и неравнодушные жители могли бы получить от прямого сотрудничества с переработчиками выгоду — например, обменивая отсортированные жителями отходы на изделия из вторичного пластика, обустроить двор. Во всяком случае, менеджер арамильского предприятия Евгения Кочкина подтвердила готовность заключить договоры с УК на условиях взаимозачета.
По материалам www.gkh.ru