ОНФ признало существующие концессии неэффективными
В рамках исполнения поручения президента о повышении эффективности жилищно-коммунального хозяйства эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» провели мониторинг проектов концессионных соглашений по передаче объектов ЖКХ в частные руки. Итоги оказались неутешительны — многие концессионеры вовсе не собираются восстанавливать вверенные им обьекты. В связи с этим эксперты ОНФ призывают утвердить обязательства вступающих в концессию законодательно.
Экспертами ОНФ было проанализировано 1 тыс. 461 концессионное соглашение в сфере ЖКХ, размещенное в настоящий момент на сайте Минстроя (655 из них – уже завершены). выцяснилось, что многие договоры заключаются на условиях, в которых невозможно не только повысить эффективность, но и содержать его в досстойном состоянии. Большинство соглашений заключается менее, чем на три года. За это время, говорят эксперты, владелец не успеет провести реконструкцию обьекта и вернуть вложенные средства. Три года — это срок договора аренды на краткосрочный период. И большинство концессионеров это прекрасно понимают.
В ОНФ составили статистику, согласно которой участников концессионных соглашений, заключивших договор на положенный срок -15 и более лет всего 12,6%. Почти треть концессий заключаются на 5–10 лет (30%). Такая тенденция говорит о том, что владелец предприятия , прежде всего, нацелен на извлечение прибыли.
Напомним, что согласно поручению президента от 9 июля 2013 г. необходимо снизить к 2017 г. не менее чем в 1,5 раза количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов, а к 2018 г. уменьшить до нормативного уровня технологические потери коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям. Однако даже на документальном уровне предпосылок повышения эффективности важных обьектов нет. В большинстве проектов соглашений и технической документации отсутствуют требования по снижению количества аварий и теплопотерь. В тех же случаях, когда такие требования установлены, они значительно ниже, чем прописаны в поручениях главы государства.
Кроме того, предполагалось, что на обьектах, переданных из МУПов за счет частных инвестиций новых владельцев будет произведена реконструкция. Однако количества заявленных инвестиций не хватит даже на косметический ремонт. Банковские гарантии, страхующие граждан от того, что концессионер скроется с их деньгами часто очень низки (50 тысяч рублей) либо, как это случилось в Челябинской области отсутсвуют совсем.
Эксперты ОНФ призывают правительство к решительным действиям. Эксперт рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ, депутат Госдумы Валерий Гальченко считает, что Минстрой должен разработать типовое концессионное соглашение в сфере ЖКХ с обязательным включением целевых показателей, установленных президентом. Не установлено законодательно к каким показателям должны прийти концессионеры и через какой срок. Так как мер по снижению аварийности и модернизации обьектов не производится, то таким образом государство просто разбазаривает их.
«Нынешнее законодательство содержит лишь общие требования к концессионным соглашениям, но не включает конкретных целевых показателей, не предусматривает ответственности концессионеров за неисполнение условий концессии по модернизации. Итогом такой бездумной передачи в частные руки станет возврат объектов государству через 10–15 лет в еще худшем состоянии, что неизбежно приведет к росту тарифов для населения. Необходимо внести изменения в законодательство, конкретизирующее обязательства концессионеров. Минстрой в свою очередь должен контролировать процесс передачи объектов ЖКХ, иначе произойдет простое разбазаривание имущества. Мы направим в правительство и Контрольное управление президента результаты нашего мониторинга и надеемся на оперативные и адекватные решения по серьезной корректировке ситуации с фактическим разбазариванием объектов ЖКХ под видом исполнения поручения президента», – резюмирует Гальченко.