Для перевода предприятий в концессию еще не созданы все условия
1 ноября истекает срок, когда все субьекты РФ должны определить и заявить список тех предприятий ЖКХ, муниципальных и унитарных предприятий, которые признаются неэффективнми и передаются в частные руки. Такие меры будут предприняты в связи с общим направлением на модернизацию организаций сферы ЖКХ, принятой президентом в 2013 году.
Два с половиной года Минстрой активно создает условия для повышения эффективности предприятий ЖКХ и возрождения важной, но убыточной отрасли. Уже были разработаны необходимые нормативно — правовые акты для привлечения бизнеса и частных инвестиций без затрат бюджетных средств.
Новым этапом станет переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Теперь, когда утверждены ключевые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, формирующие новые «правила игры», это сделать гораздо легче.
Основные проблемы, с которыми может столкнуться бизнес, придя в отрасль отметил гендиректор УК «Росводоканал» Антон Михальков. «Неплатежи — это в тактическом плане основная наша проблема. Кризисные явления в экономике, потрясения на внешних рынках приводят к снижению платежной дисциплины всех категорий абонентов. Существенной проблемой являются массовые подключения к системам ВиВ предприятий среднего и малого бизнеса в обход действующего законодательства, что негативно влияет не только на собираемость платежей, но и влечет за собой технологические риски, такие как прорывы и аварии. Мы боремся с этими нарушениями, проводим серьезную разъяснительную работу, предлагаем узаконить присоединение к нашим сетям и работать по заключенному договору. Также нас беспокоят факты мошеннического характера, когда управляющие компании не платят месяцами, потом банкротятся и позже регистрируются как новое юрлицо. Здесь нам необходима помощь в первую очередь правоохранительных органов по выявлению недобросовестных УК и недопущению с их стороны мошеннических действий».
Придется также столкнуться с нежеланием регионов трансформировать существующие договоры аренды (которые не до конца формулируют обязанности сторон) в концессионные соглашения в тех регионах, где частные операторы давно и эффективно работают.
Опять же необходимо обратить особое внимание на подготовительный этап. Его важность подчеркнула исполнительный директор Ассоциации ЖКХ «Развитие» Эржена Дондупова. Она заявила, что существует прямая зависимость между результатом работы концессии и каечством подготовки к вступлению в нее. Ведущая роль здесь отводитсякачеству подготовки конкурсной документации и концессионных соглашений, полноты инвестиционных и эксплуатационных обязательств концессионера при обеспечении гарантированного денежного потока со стороны власти. Сейчас обязанность по подготовке этих документов возложена на муниципалитеты, которые пока не имеют ни компетенции, ни желания делать это достойно.
Кроме того, на данный момент, именно муниципалитеты определяют эффективность МУПов, которые крайне не зинтересованыв том, чтобы предприятие ушло в другие руки. Да и критерии неэффективности, по оценкам экспертов, требуют доработки.
Еще две задачи, которые нуждаются в эффективном решении, — это устранение препятствий на пути проведения концессионных конкурсов (незарегистрированное право собственности на объекты ЖКХ и проблема долгов МУПов), а также обеспечение полной прозрачности проведения концессионных конкурсов, исключающей подтасовку результатов.