Актуальные проблемы сферы ЖКХ и пути их решения — Интервью с Галиной Хованской
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, как свидетельствуют социологические опросы, традиционно волнуют россиян. Экономический кризис только усугубил ситуацию в этой и без того проблемной сфере: нынешние цены за коммунальные услуги мало того что все меньше обосновываются, так еще и становятся непосильными для значительной части населения. Не случайно вопросы ЖКХ уже попали в центр внимания осенней сессии Государственной думы. Какие проблемы в этой сфере в настоящий момент наиболее актуальны и каковы пути их решения – об этом «НИ» рассказала председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы РФ Галина Хованская.— Галина Петровна, население остро отреагировало на июльское повышение цен на «коммуналку» и появление в жировках новой графы – оплаты за капитальный ремонт. Как сейчас обстоит ситуация в сфере ЖКХ?
– Сейчас самая острая проблема – это введение платы за капитальный ремонт. И сложилась она исторически, потому что 20 лет никто не занимался этой сферой – ни государство, ни граждане не собирали деньги на капитальный ремонт домов. Теперь ситуация изменилась. Но, к сожалению, законодательство приняли такое, что жильцы вынуждены платить в «общий котел» – за капремонт не своего дома, если они не успели открыть счет для своего дома в установленные сроки. Что, с моей точки зрения, нарушает гражданское законодательство. Правда, и этого варианта – с открытием спецсчета – не было бы вообще, если бы в свое время не вмешался премьер-министр и не отправил бы проект на радикальную доработку. Ведь когда я обратила его внимание на эту проблему, документ уже шел на второе чтение.
– Население пользуется предоставленной возможностью активно?
– Несмотря на то что Госдума увеличила сроки принятия решения о способе внесения платежей на капитальный ремонт в два раза, собственники просто либо не знали о новой возможности, либо не успели ею воспользоваться. Ведь во многих регионах власти постарались побыстрее создать регионального оператора и загнать собственников в «общий котел» Сказали им, мол, «вы ни о чем не беспокойтесь, только деньги нам давайте, а мы уж тут сами разберемся, потому что вы ничего не знаете, не умеете и не хотите». Хотя люди, разумеется, в основном понимают, что такое их собственное жилье, его качество, рыночная стоимость. Таким образом, в настоящий момент, насколько мне известно, только 13% собственников смогли открыть спецсчет на ремонт собственного дома, а остальные автоматически платят в «общий котел». И это вызвало серьезное недовольство у населения.
– Какие последствия для россиян несет в себе введение платы за капремонт?
– Ни для кого не секрет, что в стране экономический кризис: люди теряют работу, идет сокращение рабочих мест, уменьшаются доходы, режутся бюджеты, не выплачиваются премии. Экономическая ситуация резко ухудшилась, в результате возникли сразу два рычага давления на семейный бюджет: сокращение доходов и рост цен. В такой ситуации очень опасно принимать экономические решения, не просчитывая их социальных последствий. Я вижу судебную перспективу обжалования в высших судебных органах схемы «общего котла», которая может быть реализована, если будет грамотно оформлено обращение в суд. Здесь, кстати, хотелось бы отдельно отметить стоимость содержания регионального оператора и всей его рати. Сколько стоят их помещения, оборудование, зарплаты – получается сумма, на которую можно отремонтировать несколько домов.
– А ситуация с неплатежами в сфере ЖКХ как-то изменилась после роста тарифов на эти услуги?
– У нас обычно много кричат о проблемах с неплатежами. Но на самом деле только сейчас, после введения платы за капремонт, произошел серьезный скачок неплатежей граждан. До этого львиную долю триллионного долга в системе ЖКХ составляли так называемые не отключаемые потребители: юрлица бюджетной сферы, тепловики, предприятия экологически опасные в случае отключения… А задолженность граждан составляла максимум 20–25%. Сейчас же рост неплатежей населения произошел именно потому, что люди, попав в «общий котел», просто не понимают, куда и почему они должны переводить свои деньги, почему не могут взять эти деньги раньше, если у них трубу прорвало в подвале или крыша прохудилась, например.
– Почему так резко различаются размеры взноса на капремонт в разных уголках России?
– Напомню, что в целом наш платеж состоит из двух частей: за жилищные услуги и за коммунальные услуги. Часть жилищных услуг в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники могут определять на общем собрании. А вот коммунальные услуги у нас ограничены на федеральном уровне так называемыми предельными индексами, и рост общего платежа за коммуналку не мог превысить 8–10% в этом году. Но здесь опять наблюдается ситуация злоупотребления властью и игры на повышение при установлении взноса. Например, в Москве региональные власти устанавливают такой взнос, который увеличивает общий платеж москвича почти на 41%. А это влечет за собой предсказуемо негативную реакцию населения. Причем больше всего возмущена та часть жителей, которая находится на грани получения субсидий, но не дотягивает до ее получения. Москва в этом смысле один из самых проблемных регионов – власти здесь установили одну из самых высоких ставок по России – 15 руб. за квадратный метр, считая, видимо, что все москвичи – люди богатые. В Москве и Санкт-Петербурге, конечно, больше всего живет богатых людей. Но при этом в Северной столице местная власть была намного осторожнее – взнос на капитальный ремонт 2–3 рубля за квадратный метр с дополнительной дифференциацией по типу дома, плюс предусмотрено значительное софинансирование из бюджета города. Поэтому ни одной жалобы оттуда нет.
– Но ведь не все дома нуждаются в капитальном ремонте в ближайшее время. Как быть в подобных ситуациях?
– Здесь, скорее, возникает проблема не с новыми домами, а со старыми, которые 40–50 лет не ремонтировали. Напомню, что в законе о приватизации есть норма о том, что бывший собственник обязан провести капитальный ремонт, если он не был проведен на момент приватизации вашего жилья. Мы уже внесли инициативу в Госдуму, которая подразумевает, что собственники, приватизировавшие жилье, не должны платить в подобных домах за капитальный ремонт до тех пор, пока государство не выполнит свои обязательства, как бывший наймодатель.
– Многие задаются вопросом, почему они должны платить сейчас, если их дом по плану будет ремонтироваться только через три-четыре десятка лет?
– Часто приходят старики, которым уже за 80, чьи дома в программах на капремонт стоят через 15–20 лет. И задают вопрос, почему они должны отдавать деньги за ремонт, до которого, скорее всего, не доживут. Поэтому мы внесли еще одну инициативу – освободить одиноко проживающих пенсионеров после восьмидесяти лет от платежей. Кроме того, необходимо ограничить размер общего платежа. Плюс необходимо снять ограничение при выходе из «общего котла». Пока для оформления счета на свой дом нужно две трети голосов собственников дома. Я рекомендую – 50% плюс 1 голос.
– Каким же вы видите будущее платежей за капремонты?
– Я считаю, что в будущем возможна только схема спецсчета для каждого конкретного дома. При этом собственники сами будут принимать решения, когда и как платить – ежемесячно или собирать единовременно в случае возникновения какой-то конкретной проблемы. Мои оппоненты упирают на то, что тогда собственники вообще не будут платить. Но это легко пресечь административными штрафами за отсутствие своевременного ремонта.
– Каковы сейчас финансовые потребности сферы ЖКХ?
– Они колоссальные, и, к сожалению, с учетом кризиса ситуация только ухудшается. Печально, что эти проблемы пытаются решить главным образом за счет населения. Сейчас, например, будет предпринята вторая попытка увеличить пени за долги. Первую попытку наш комитет отклонил. Я неоднократно говорила, что в социальной сфере нельзя делать резких движений. Население у нас терпеливое, что уж говорить. Но не нужно доводить до ситуации, когда народ пойдет протестовать на улицу.
www.newizv.ru