Частные инвестиции в ЖКХ: как остаться в плюсе

Одним из основных направлений работы управляющих жилищно-коммунальной сферы на ближайшие годы стало привлечение частных инвестиций в данную отрасль. Однако привлечь большой бизнес для развития убыточной отрасли задача хоть и первостепенная, но непростая.

В начале 2014 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ «О мерах по снижению рисков частных инвестиций и развитию государственно-частного партнёрства в сфере ЖКХ». Как объясняют в пресс-службе Минстроя России, этот документ должен дать толчок для развития в стране концессионных отношений и притока капитала в отрасль.Она, по оценкам независимой комиссии, является отстающей. Неэффективными признано более трети унитарных предприятий по стране. Для урегулирования ситуации государством принято решение о развитии государственно — частного партнерства.

«Сегодня привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ, развитие государственно-частного партнёрства — одно из ключевых направлений жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время именно квалифицированный частный оператор, привлекаемый к управлению инфраструктурой на конкурсной основе и способный обеспечить инвестиции, поможет поднять „коммуналку“ на должный уровень»,- заявил замминистра Минстроя Андрей Чибис.

Вмешательство бизнеса могло бы решить многие проблемы.Однако пока предложенные ключевые преимущества, такие  как предсказуемый рост тарифов, оказались весьма спорны.

Глава дивизиона Fortum «Россия» Александр Чуваев предложил заморозить тарифы там, где они завышены, и перебросить дисбаланс на регионы с заниженным уровнем.

«Тарифы слишком несбалансированные, причем отличаются как от региона к региону на 30–50%, так и внутри одного региона в два-четыре раза. Это не связано с платежеспособностью населения, и объяснений этому нет никаких. Это просто исторически сложившийся тариф», — сказал Чуваев.

С другой стороны, директор Европейского банка реконструкции и развития по России Наталья Ханженкова заметила, что предложенное решение экономически невыгодно и только отпугнет инвесторов, убежденных в ограниченности возможной прибыли. Ссылаясь на опыт Запада она заявила:«Необходимо, чтобы уровень тарифов был достаточным для инвесторов. Инвестор придет в ЖКХ, только если он будет уверен, что эти тарифы покроют текущие издержки, обеспечат нормальную рыночную доходность и позволят вернуть вложенные средства».

Решение о значительном повышении тарифов для привлечения частных средств также считается поспешным.

«Первое, что нужно инвесторам, — стабильные правила игры. Они говорят: можно даже вообще не повышать тарифы, главное — не менять правила. Нужны механизмы, в том числе на федеральном уровне, госгарантии. Надо точечно считать, по каждому региону, с привлечением заинтересованных экспертов. А повышать тарифы — самый простой способ, естественно», — говорит председатель комиссии Общественной палаты России по местному самоуправлению и ЖКХ Светлана Разворотнева.

Кроме того, по оценкам экспертов, платформа для развития мощного жилищно-комунального комплекса не сформирована. Основные ее представители — бывшие ЖЭКи и ДЕЗы.

«Отрасль пока не может влиять на принятие законов и отстаивать свои интересы на высоком уровне. При этом крупные поставщики коммунальных услуг — прежде всего энергоресурсов — отстаивают свои интересы намного более успешно», — сказал управляющий директор «ЗИП Реалти» Евгений Скоморовский.

К тому же нельзя не учитывать, что сфера ЖКХ напрямую связана с социальной сферой, которые в большинстве случае недовольно качеством предоставляемых услуг. Поэтому вмешательство очередных «управленцев с большим кошельком» и внезапный рост тарифов может быть воспринято негативно и ухудшить и без того тревожную ситуацию с задолженностями. Огромные долги граждан за ЖКУ в свою очередь отпугивают инвесторов, не уверенных в выгоде вложений в непредсказуемую отрасль.

В правительстве надеются, что разорвать сформировавшийся порочный круг станет возможно с помощью четко сформулированного законодательства и государственной поддержки.